НАШИ В ПОЛЯХ: ЗЕЛЕНЫЕ СОКРОВИЩНИЦЫ ЮЖНОЙ СИБИРИ

Многие страны в контексте пандемии 2020 года столкнулись с тем, что их системы здравоохранения и накопленные знания в области клинической медицины и фармакологии оказались бессильны перед новыми формами инфекционных болезней. COVID-19 выявил необходимость мобилизации всех ресурсов для получения эффективных средств для лечения и профилактики новых вирусных заболеваний. Одним из таких ресурсов являются природные запасы лекарственных растений, обладающих противовирусными свойствами. С целью исследования ресурсных показателей видов из семейства розовые (Rosaceae) отряд научно-исследовательской лаборатории «Гербарий» ТГУ под руководством старшего научного сотрудника Маргариты Шуруповой совершил 2 экспедиции по югу Сибири – на Алтай (4–14 июня) и в Хакасию (12–19 июля).

Маргарита Шурупова: На мой взгляд, в качестве перспективных ресурсных растений имеет смысл рассматривать только виды, которые можно собирать в природных популяциях в больших объемах без риска истребления, и виды, которые легко вводятся в культуру и дают большие урожаи. К сожалению, многие ценные лекарственные растения – золотой корень (Rhodiola rosea), красный корень (Hedysarum neglectum), некоторые виды чабреца, или тимьяна (Thymus) – будучи редкими, пользуются огромным спросом как у местных жителей и туристов, так и у организаций, скупающих сырье. Варварские заготовки без соблюдения режима рационального использования приводят к сокращению численности и полному уничтожению популяций таких видов растений. Неосмотрительно запускать в разработку лекарственные препараты из сырья растений, которые в условиях постоянных заготовок будут попросту безжалостно уничтожены в ближайшем будущем. Таким образом, следует обращать больше внимания на лекарственные растения, в изобилии произрастающие в природе.

Маргарита Шурупова

Маргарита Шурупова

Такими растениями, по мнению томских ботаников, вполне могут стать лабазники (Filipendula ulmaria, F. vulgaris), курильский чай (Pentaphylloides fruticosa), репейничек волосистый (Agrimonia pilosa), манжетка (Alchemilla vulgaris s.l.) и другие виды розовых. По результатам скрининга экстрактов этих растений была выявлена их противовирусная активность. Где и в каких количествах можно организовывать промышленные заготовки сырья этих растений и выясняли ученые во время экспедиционных исследований.

Маргарита Шурупова: Эти виды принято считать обычными и широко распространенными. Но все-таки собирать помногу, не нанося ущерба природе, их можно далеко не везде. Мы выбирали местообитания, где эти растения формируют так называемые «заросли» (это термин из ботанического ресурсоведения, отдельного направления отечественной ботаники, посвященного изучению природных запасов растений) – в фитоценозах, в которых вид произрастает с проективным покрытием более 8 %. На конкретных зарослях методами модельного побега и проективного покрытия (в зависимости от жизненной формы растения) мы вычисляли урожайность и продуктивность популяций каждого из исследуемых видов. Эта работа довольно трудоемкая, но только таким образом можно получить достоверные сведения о возможностях использования природных ресурсов, спрогнозировать результаты заготовок и разработать четкие рекомендации для заготовителей с учетом пика аккумуляции в сырье биологически активных веществ и быстрого восстановления популяций после сбора.

Параллельно с изучением растений в природе, участники отряда собрали большие объемы сырья для полноценного фармакологического исследования. Надземные части растений перед транспортировкой должны быть как следует высушены и расфасованы в специальные бумажные мешки. Недосушенное сырье довезти до места назначения можно только при условии его регулярной сушки и проветривании в процесс перемещения. В таких случаях зачастую приходится использовать силикагель.

Маргарита Шурупова: Во время наших поездок я еще раз убедилась в том, насколько огромен потенциал растительных ресурсов юга Сибири. Это сплошные «поля» лабазника, просторные лужайки, заросшие манжеткой, ленточные заросли курильского чая, который жители Хакасии используют по большей части для изготовления мётел. Если экстракты их этих видов растений покажут свою эффективность в лечении вирусных заболеваний, они могут стать брендом нашей страны, каким когда-то был копорский чай, получаемый из иван-чая (Chamaenerion angustifolium) и тоннами экспортируемый в европейские страны. Кроме того, такие растения в ближайшее время могут стать перспективными для фирм – заготовителей сырья, поскольку, согласно статистике, доля фитопрепаратов на мировом рынке лекарственных средств составляет 30 % и продолжает увеличиваться с каждым годом. Томский университет, понимая перспективность такого рода исследований и отслеживая тренды в этом сегменте рынка, в 2020 г. усилил финансовую поддержку коллективов занимающихся изучением лекарственных растений.

Экспедиционные исследования осуществлены при финансовой поддержке Научного фонда им. Д.И. Менделеева Томского государственного университета (проект № 8.1.07.2020).