НАШИ В ПОЛЯХ: ПУТЕШЕСТВИЕ В УЗБЕКИСТАН ЗА МЯТЛИКАМИ

Сорок дней в непостижимой среднеазиатской жаре ради того, чтобы распутать «темную» историю длиной в тысячелетия, — увлеченный ученый не отстаёт от детектива. Его не испугают ни расстояния, ни погода, ни перспектива долгой кропотливой работы. Профессор и ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории ТГУ «Гербария» Марина Владимировна Олонова давно планировала свою поездку в Ташкент и, наконец, в августе этого года командировка состоялась.

2019-09-30 03.27.06 1

Марина Олонова: Все пути исследования филогении мятликов ведут в горы Средней и Центральной Азии, включая Гималаи. Мои объекты — виды, относящиеся к секции Stenopoa, — вероятнее всего, произошли именно там.  По крайней мере, там сосредоточены наиболее мощные центры вторичного видообразованияПоэтому я давно мечтала поработать в Гербарии Ботаического института в Ташкенте.  На пару с моей коллегой и подругой Натальей Карловной Бадмаевой, которая занимается не менее трудной и интересной группой злаков – родом Leymus,  мы просмотрели огромное число гербарных образцов. Благо, наши узбекские коллеги любезно разрешили нам это сделать, а двери гербария гостеприимно открыты для исследователей и днем, и ночью. Я получила доступ к коробкам, в которых хранились неопределенные гербарные образцы, приблизительно с  сороковых годов, и провела несколько недель, идентифицируя их.

Уже более 25 лет Марина Владимировна занимается филогеографией мятликов. Подготовительные работы к созданию новой «Флоры Узбекистана» и проект РФФИ «Динамика ареалов злаков на территории Азиатской России в условиях меняющегося климата в кайнозое (на примере модельных родов)» послужили благоприятной почвой для организации поездки. Она была спланирована таким образом, чтобы не только поработать с уже имеющимися в Гербарии чрезвычайно многочисленными сборами, но и сделать новые, а также собрать свежий живой материал и семена.

Марина Олонова: Казалось бы, конец среднеазиатского августа, когда все травы уже отцвели и высохли, не самое благоприятное время для сбора ботанических коллекций, но, к счастью, у мятликов  колосковые и цветковые чешуи, строение которых важно для диагностики, остаются невредимыми и после высыхания. С другой стороны, уже появляются свежие озимые листья, — а значит, можно собрать пробы на молекулярно-генетический анализ. На всякий случай, также я всегда собираю семена, чтобы была возможность получить свежий живой материал уже дома, в камеральных условиях. Они же используются для кариологических исследований. 

Помимо работы в Гербарии, Марина Владимировна посетила Туркестанский, Гиссарский, Зеравшинский,.Чаткальский и Угамский хребты, заложив трансекты вдоль и поперек их склонов и взяв образцы растений из разных экологических ниш.

Марина Олонова: Когда изучаешь такую сложную в систематическом отношении группу, полевые популяционные исследования просто необходимы, иначе есть риск описать 20 видов с одной поляны. Нужно воочию убедиться в том, что есть модификационная изменчивость, а что можно считать результатом эволюционного события  и основанием для выделения вида. Единственное, что не получилось в этом путешествии — это провести полноценные сборы в альпийской зоне. Почти все досягаемые для нас высокогорные участки теперь приходятся на приграничную зону, и для принимающей стороны требуются долгие  месяцы и серьезная мотивация оформления документов.