Гербарий ТГУ – одно из самых атмосферных мест в университете. В воздухе музея угадывается присутствие множества сухих растений с разных уголков планеты. Сотни коробок, в которых лежат тысячи гербарных образцов, в строго определенном порядке стоят в шкафах с арочными стеклянными вставками в дверцах.
Трудно поверить, но эти шкафы – ровесники здания главного корпуса университета. Их дюжина в числе прочей меблировки Ботанического кабинета была изготовлена в столярной мастерской университета. Потрачены на это были гигантские по тем временам деньги – 2802 рубля. Если присмотреться к стеклу в дверцах шкафов, можно заметить, что его поверхность неровная, а внутри попадаются разводы и пузырьки. Его листы, формованные по старому методу вертикального вытягивания, добирались до Томска из далекой Италии.
Кто руководил оснащением Ботанического кабинета, доподлинно неизвестно. Во всех свидетельствах ответственным за это значится профессор Сергей Иванович Коржинский, приглашенный в Университет на должность заведующего кафедрой ботаники. Но не исключено, что свою творческую мысль к обстановке будущего Гербария приложил друг и единомышленник С.И. Коржинского – ученый садовник Порфирий Никитич Крылов, прибывший в Томск тремя годами ранее. Два ботаника, ставших впоследствии знаменитыми, познакомились еще во время учебы на естественнонаучном факультете в Императорском Казанском университете: Порфирий Никитич окончил фармацевтические курсы и посещал отдельные лекции по естественным наукам, Сергей Иванович стал полноправным выпускником. Будучи членами университетского общества естествоиспытателей в Казани, они побывали вместе не в одной экспедиции, обсуждали друг с другом тонкие научные вопросы и после отъезда П.Н. Крылова в Томск поддерживали переписку.
Отрывок из письма С.И. Коржинского П.Н. Крылову: «А где же найти такой простор для фитогеографии, как не в Сибири? Здесь мы будем изучать природу первобытную, не тронутую, не искалеченную человеком. Наконец, я высоко ценю и то, что нам придется работать вместе с Вами, делиться взглядами, поддерживать друг друга». «Мне кажется, с Вашей помощью мы могли бы справиться со всей областью ботаники. А какие бы экскурсии отламывали бы мы с Вами!».
Вполне вероятно, что П.Н. Крылов способствовал приезду С.И. Коржинского в Томск и назначению его на должность заведующего кафедрой. Как бы то ни было, связь ботанических школ Казанского и Томского университетов очевидна и отразилась даже на сходстве в облике гербарных шкафов. От Казанского университета унаследована и идея коробок для хранения образцов. Сама по себе она не уникальна: подобными коробками пользуются во многих травохранилищах мира, например, в Гербарии Королевских ботанических садов Кью. Но размеры коробок и способ откидывания задней стенки и крышки для удобства работы с образцами в томском и казанском Гербариях одинаковы.
Коробки изготавливались в Томске на томской картонажной фабрике. Светло-голубые листы (так называемая александрийская бумага) для монтирования образцов и мраморная бумага, которой ученый решил декорировать скучный картон, были закуплены для Гербария в Перми, как оказалось, на век вперед. До сих в ТГУ осталась мраморная бумага для ремонта коробок.
В черные годы Великой Отечественной Войны, когда в здании университета разместился завод оптических приборов (оптический завод № 355), работникам Гербария под руководством Лидии Палладиевны Сергиевской удалось сохранить коллекции гербария. Шкафы с хрупкими стеклянными дверцами и их бесценное содержимое были бережно перенесены в большой читальный зал Научной библиотеки. Между ними порой досушивалось сырьё лекарственных растений, собранное Лидией Палладиевной в рамках совместной с Томским медицинским институтом работы по поиску новых природных источников лекарственных соединений для нужд фронта.
Ботаническая школа в Томском государственном университете непрерывно развивалась. Коллекция образцов растений росла. Несмотря на свою красоту, шкафы со стеклянными дверцами однажды были признаны недостаточно вместительными. К тому же стекло имеет свойство пропускать свет, на котором за десятилетия выгорела красивая бумага на коробках. Впоследствии было решено конструировать шкафы с деревянными дверцами, вместимостью в 28 коробок вместо 24. Но шкафы-старожилы остались на своих почетных местах.
В 2009 году университетом были выделены средства на реставрацию четырех самых ветхих шкафов с арочными стеклами в мастерской Томского краеведческого музея. «Подвалы» – тумбы под шкафами – постепенно освобождаются от расходных материалов и наполняются коробками с новыми образцами. А в соседнем зале рядом с вековыми произведениями столярного искусства появились новые, пряно пахнущие свежим обработанным деревом. Их соседство – как символ гармоничного сплетения традиций и новизны, без которых невозможна наука.