– Когда от руководства нашей лаборатории поступило предложение поучаствовать в MolPhy, сперва я почувствовала неуверенность в собственных силах, – вспоминает Полина Гудкова, старший научный сотрудник лаборатории «Гербарий» ТГУ. – Конечно, я занимаюсь вопросами эволюции и филогении сложного в систематическом отношении таксона – рода Ковыль (Stipa) – уже почти 10 лет. Но для меня доклад на встрече такого уровня – достижение, на которое нужно было решиться.
Пятая по счету конференция «Molecular Phylogeny and Biodiversity Biobanking», организованная совместно Московским государственным университетом и Академией наук РФ, длилась 4 дня (25–28 августа) и проходила на английском языке. Несмотря на то, что событие проходило в Москве и объединило большое число русскоговорящих ученых из разных стран мира, англоязычный формат оказался естественным для всех участников.
Полина Гудкова: Я благодарна организаторам конференции за великолепные пленарные сессии. Как преподаватель, я стараюсь отслеживать знаменательные открытия в области эволюции и молекулярной генетики. Но большая удача – получить знания о революционных достижениях в биологии из первых рук, а потом еще и лично познакомиться с людьми-легендами, которыми я считаю многих спикеров.
Каждый день конференции начинался с пленарных заседаний. На них выступили такие известные ученые, как Юрий Картавцев (МГУ, Москва), Наталья Иванова (Центр геномики биоразнообразия, Канада), Дмитрий Ларкин (Университет Лондона, Великобритания), Юрий Панчин (Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН) и многие другие. Всего прозвучало более 40 докладов. Особенность конференции – ее мультидисциплинарность. Объектами исследований могут выступать вирусы, бактерии, животные, растения и даже человек. Главное, доклады должны освещать передовые исследования, связанные с молекулярной филогенией и банками биоразнообразия. Своими наработками поделилась с коллегами и Полина.
Полина Гудкова: Доклад мы готовили вместе с моим коллегой по лаборатории Евгением Баяхметовым. Сейчас он учится в аспирантуре и готовится к получению степени PhD в Кракове (Польша) под руководством профессора Марчина Нобиса. Вместе мы пытались найти способы построить разрешенное филогенетическое дерево для ковылей с использованием стандартных последовательностей хлоропластной ДНК.
Оказалось, что локусы, используемые в Генетическом банке, не подходят для выявления вариабельности у видов Stipa. И Евгений предложил использовать новые фрагменты. Он проанализировал геном 19 видов, выявил 24 последовательности и проверил их надежность для филогенетических построений. 8 фрагментов подошли. На их основе с использованием больших выборок, подтверждающих достоверность исследований, Полина и Евгений построили разрешенное филогенетическое дерево для своих объектов.
Полина Гудкова: Мое выступление было воспринято доброжелательно. Я получила несколько ценных пожеланий и советов, которые в дальнейшем помогут нам улучшить качество результата. Также коллегами из других научных учрежий было озвучено намерение использовать наши наработки. Очень приятно осознавать, что мы занимаемся полезным делом и помогаем другим решать свои научные задачи.