Славный род Демидовых – богатейших российских промышленников и землевладельцев – внес значимую лепту в освоении Сибири и, как ни странно, в развитие русской ботаники. Чего стоил ботанический сад Прокофия Акинфича Демидова (1710–1786) в Москве!
Сам Петер Симон Паллас, знаменитый немецкий естествоиспытатель на русской службе, посвятил месяц составлению каталога растений Демидовского сада, включив в него 2224 вида растений – и это только те, что уже были снабжены этикетками. Спустя 5 лет Прокофий сам составил каталог коллекции собственного сада, в котором значилось уже 4363 вида растений.
Младший брат Прокофия, Никита (1724–1787), организовал в Москве свой ботанический сад, в коллекции которого насчитывалось более 9 тысяч видов растений.
Брат Прокофия – Григорий Акинфич (1715-1761) – учредил небольшой ботанический сад в Соликамске Пермской губернии, а его сыновья – Павел (1738–1821), Александр (1737–1803) и Пётр (1740–1826) – оказывали поддержку Карлу Линнею и снабжали его образцами минералов, животных и растений. Павел Григорьевич Демидов вел многолетнюю переписку с Линнеем, а впоследствии за баснословные деньги скупал естественные коллекции, которые позже были переданы в Московский университет.
Павел был выдающимся меценатом и жертвовал деньги на развитие науки и образования. 100 тысяч рублей для поддержания кабинета натуральной истории в Москве и такая же сумма, переданная Министерству народного просвещения в 1803 году на открытие Тобольского и Киевского университетов – таков финансовый вклад Павла Демидова в русскую науку. 100 тысяч рублей за полвека с лишним выросли до 150, и именно на эти деньги в Томске с 1880-го по 1888-й год был построен Императорский университет.
Потомки именитого рода продолжали традицию содействия науке и меценатства. Анатолий Николаевич Демидов (1812–1870) организовывал экспедицию в Крым. Павел Николаевич Демидов (1798–1840) учредил премию за научные достижения. За время существования премии за выдающиеся работы в разных областях науки было выплачено 2,5 миллиона рублей.
Были среди Демидовых и сравнительно праздные носители благородной фамилии. Таков был Елим Павлович Демидов (1968–1943), унаследовавший от двоюродного деда Анатолия Николаевича (1813–1870), вкладывавшего огромные деньги в развитие искусства и помощь обездоленным в Италии, титул князя Сан-Донато. Великий Герцог Тосканский Леопольд II присвоил этот титул Анатолию Демидову по случаю свадьбы. В качестве невесты, кстати, выступала племянница Наполеона Матильда Бонапарт. Отец Елима, Павел Павлович (1839–1885) был верен фамильным устоям и продолжал во Флоренции масштабную благотворительную деятельность, предпринятую дядей. Незадолго до кончины Павла Демидова король Умберто I возвел в княжеское достоинство всех его детей.
Старший сын Павла, Елим, не отличался ни возвышенностью помыслов, ни рвением к государственной службе, посвящая много времени игре в шахматы и охоте. Удивительно, но именно погоне Елима за охотничьими трофеями Гербарий ТГУ обязан несколькими редчайшими образцами растений, собранными на Алтае его женой – княгиней Софьей Илларионовной Демидовой Сан-Донато (1868–1953).
Однажды, прогуливаясь с ней по Пикадилли, Елим увидел на витрине головы алтайских баранов – архаров, или аргали (Ovis ammon ammon). Это самый крупный представитель баранов с весом одних только рогов до 35 килограммов.
Загоревшись страстным желанием обзавестись подобным трофеем, Елим предпринял экспедицию на Алтай, куда отправился вместе с женой, другом Джоржем Литлделем с супругой и переводчиком Джозефом. Знатный вояжер получил протекцию и поддержку во всех инстанциях, начиная от томского губернатора генерала Асинкрита Асинкритовича Ломачевского, заканчивая начальником Алтайского округа генералом Василием Ксенофонтовичем Болдыревым. Все лето 1897 года сначала на повозках, а затем верхом экспедиционный отряд в сопровождении повара, проводника и группы алтайцев странствовал в поисках удачных мест для охоты на баранов. Барнаул, Бийск, Белокуриха, Онгудай, Кош-Агач, Монголия, – свои впечатления об этих местах Елим кратко отразил в своих записках «За горным бараном на Алтае и в Монголии» . В них он скрупулезно описывает свои охотничьи похождения, иногда упоминая преданную супругу, которая время от времени изъявляла желание взглянуть на диких животных и пострелять из ружья.
Свободное же от этих занятий время она посвящала, в том числе, и сбору гербария. Доподлинно неизвестно, каким образом ее алтайские сборы затем были переданы
в томский Гербарий. Некоторые из них стали типовыми. Например, образец Гвоздики разноцветной (Dianthus versicolor), собранный между Кош-Агатем и верховьями реки Кобдо Софьей Демидовой Сан-Донато, наряду с другими послужил основанием для описания Порфирием Никитичем Крыловым альпийской разновидности этого вида (Dianthus versicolor var. alpinus), то есть стал частью типового материала – синтипом.
Елим Демидов выехал с Алтая с богатыми трофеями. Ему удалось подстрелить много уток, гусей, сурков, маралов, антилоп и, конечно же, драгоценных аргали, которых было убито более 50. Одних рогов этих баранов у него было более 46 пудов, то есть около 750 килограммов. Таким образом, можно сказать, что Елим Демидов принял непосредственное участие в уменьшении популяции архаров. Сейчас численность этого вида критически мала – около 4000 голов, и он внесен в «Красную книгу» России со статусом «Исчезающий».
Несмотря на свои затратные по времени и финансам увлечения, Елим Павлович поднимался по карьерной лестнице и в разных
чинах служил в европейских столицах – Санкт-Петербург (1901), Мадрид (1902), Копенгаген (1903), Вена (1905–1908), Париж (1911), Афины (с 1912 года). Софья Илларионовна везде следовала за мужем и уже в зрелом возрасте сыграла важную роль в спасении русских эмигрантов первой волны в Греции, с 1927 года и до самой смерти являясь почетным председателем Совета эмигрантов в Афинах.
Таким удивительным образом сплелись истории великого рода Демидовых, первого в Сибири университета и коллекции типовых образцов Гербария имени П.Н. Крылова ТГУ. К слову, образцы, собранные легкой рукой прекрасной княгини, хорошо сохранились и до сих пор выглядят так, как будто над ними недавно стихли выстрелы охотников на архаров.
Источники:
Голованова Е. Уральские князья Сан-Донато, или особая страница в истории двух культур. 2010. http://capital.ekburg.ru/529_0_0_0/
Гуреева И.И. Гербарное дело: Руководство по организации Гербария и работе с гербарными коллекциями. Учебное пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2013. 194 с.
Знаменитые династии России. Демидовы. Вып. 5, 2014.
Куприянов А.Н. Арабески ботаники. Кемерово: Мастерская АЗ, 2003. 256 с.
Demidov E.P. After wild sheep in the Altai and Mongolia; by, principe di San Donato. London: R. Ward, 1900. 324 p. https://archive.org/details/afterwildsheepi01demigoog.