– Наверное, это из-за того, что кто-то слишком много ест, – смеется студент 4 курса Биологического института и по совместительству лаборант лаборатории структурного и молекулярного анализа растений Никита Шефер, – Я ненароком успел искупаться во всех болотах, на которых нынче проводил исследования.
28 июля Никита в составе многопрофильного экспедиционного отряда Томского государственного университета выдвинулся на север – в Ямало-Ненецкий автономный округ. Там от поселка Ханымей Сергей Лойко, руководитель экспедиционного отряда старший научный сотрудник лаборатории биоразнообразия и экологии ТГУ, заложил маршруты. Каждый занимался своим делом: гидрологи и почвоведы – тахиометрией, студент-ботаник Никита – сбором гербарных образцов и палинологических проб.
Никита Шефер: В отряде я был единственным ботаником. Это большая ответственность. К тому же, со мной не было научного руководителя, так что я учился самостоятельности. Вообще, работа бок о бок со специалистами смежных областей науки дает богатый опыт. Я понял, что знание ботаники востребовано, а также что почвоведение, которое мы изучали на первом курсе, – нужный предмет. Во всяком случае, лопату в руках меня на тех занятиях держать научили.
Погода ученых не баловала. Пятнадцать градусов тепла в августе на севере означают теплый денек. Регулярно моросил дождь, так что дождевик, наряду с болотными сапогами, был обязательным облачением перед выходом в маршрут для сбора научного материала. Важный предмет экипировки – спрей от комаров, который, впрочем, оказался бессилен против куда более назойливых мокрецов.
Никита Шефер: В экспедиции нужна дисциплина: подъем пораньше, чтобы до маршрута перебрать гербарий, быстрое ориентирование на местности, чтобы ни дня не прошло без собранных образцов.
Поездка длилась почти месяц, за это время маршрутами были охвачены окрестности многих северных городков и поселков: Ноябрьска, Тарко-Сале, Надыма, Тазовского, Коротчаево и других. Никита собрал больше 120 гербарных образцов и 30 поверхностных проб для спорово-пыльцевого анализа. По составу палиноморф, выделенных из мохово-лишайниковой подстилки, можно будет судить об изменении растительности исследуемой территории в Голоцене. В прошлом году Никита учился идентифицировать палиноморфы, выделенные из 4-метровых колонок. Их получил в 2015 году Сергей Лойко при помощи специального бура для исследования торфа. В этих колонках как раз и «зашифрованы» изменения растительного покрова, происходившие в прошлые эпохи. В будущем, сопоставляя результаты анализа глубоких и поверхностных проб, Никита под руководством старшего научного сотрудника лаборатории «Гербарий» Людмилы Сергеевны Шумиловских и заведующей Гербарием им. П.Н. Крылова, профессора Ирины Ивановны Гуреевой планирует выявить динамику изменений растительности на севере Западной Сибири.
Никита Шефер: Я рад, что получил такой опыт работы ботаника-полевика, и если удастся, с удовольствием поеду на болота снова. Дальнейший путь для меня ясен: магистратура, потом аспирантура. Я считаю: если начал – иди до конца.