ГЕРБАРНЫЕ РАРИТЕТЫ: ДЕМИДОВСКИЙ СЛЕД В ТОМСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ

Славный род Демидовых – богатейших российских промышленников  и землевладельцев – внес значимую лепту в освоении Сибири и, как ни странно, в развитие русской ботаники. Чего стоил ботанический сад Прокофия Акинфича Демидова (1710–1786) в Москве!

Портрет П.А. Демидова. (Д.Г. Левицкий, 1773)

Портрет П.А. Демидова. (Д.Г. Левицкий, 1773)

Сам Петер Симон Паллас, знаменитый немецкий естествоиспытатель на русской службе, посвятил месяц составлению каталога растений Демидовского сада, включив в него 2224 вида растений – и это только те, что уже были снабжены этикетками. Спустя 5 лет Прокофий сам составил каталог коллекции собственного сада, в котором значилось уже 4363 вида растений.

Младший брат Прокофия, Никита (1724–1787), организовал в Москве свой ботанический сад, в коллекции  которого насчитывалось более 9 тысяч видов растений.

Брат Прокофия – Григорий Акинфич (1715-1761) – учредил небольшой ботанический сад в Соликамске Пермской губернии, а его сыновья – Павел (1738–1821), Александр (1737–1803) и Пётр (1740–1826) – оказывали поддержку Карлу Линнею и снабжали его образцами минералов, животных и растений. Павел Григорьевич Демидов вел многолетнюю переписку с Линнеем, а впоследствии за баснословные деньги скупал естественные коллекции, которые позже были переданы в Московский университет.
Павел был выдающимся меценатом и жертвовал деньги на развитие науки и образования. 100 тысяч рублей для поддержания кабинета натуральной истории в Москве и такая же сумма, переданная Министерству народного просвещения в 1803 году на открытие Тобольского и Киевского университетов – таков финансовый вклад Павла Демидова в русскую науку. 100 тысяч рублей за полвека с лишним выросли до 150, и именно на эти деньги в  Томске с 1880-го по 1888-й год был построен Императорский университет.demidov-pavel-grigorevich

Потомки именитого рода продолжали традицию содействия науке и меценатства. Анатолий Николаевич Демидов (1812–1870) организовывал экспедицию в Крым. Павел Николаевич Демидов (1798–1840) учредил премию за научные достижения. За время существования премии за выдающиеся работы в разных областях науки было выплачено 2,5 миллиона рублей.

Елим Павлович Демидов, Князь Сан-Донато

Елим Павлович Демидов, Князь Сан-Донато

Были среди Демидовых и сравнительно праздные носители благородной фамилии. Таков был Елим Павлович Демидов (1968–1943), унаследовавший от двоюродного деда Анатолия Николаевича (1813–1870), вкладывавшего огромные деньги в развитие искусства и помощь обездоленным в Италии, титул князя Сан-Донато. Великий Герцог Тосканский Леопольд II присвоил этот титул Анатолию Демидову по случаю свадьбы. В качестве невесты, кстати,  выступала племянница Наполеона Матильда Бонапарт. Отец Елима, Павел  Павлович (1839–1885) был верен фамильным устоям и продолжал во Флоренции масштабную благотворительную деятельность, предпринятую дядей. Незадолго до кончины Павла Демидова король Умберто I возвел в княжеское достоинство всех его детей.

Старший сын Павла, Елим, не отличался ни возвышенностью помыслов, ни рвением к государственной службе, посвящая много времени игре в шахматы и охоте. Удивительно, но именно погоне Елима за охотничьими трофеями Гербарий ТГУ обязан несколькими редчайшими образцами растений, собранными на Алтае его женой – княгиней Софьей Илларионовной Демидовой Сан-Донато (1868–1953).

Однажды, прогуливаясь с ней по Пикадилли, Елим увидел на витрине головы алтайских баранов – архаров, или аргали (Ovis ammon ammon). Это самый крупный представитель баранов с весом одних только рогов до 35 килограммов.

Аргали на Алтае (рисунок доктора Альфреда Брэма)

Аргали на Алтае (рисунок доктора Альфреда Брэма)

Загоревшись страстным желанием обзавестись подобным трофеем, Елим предпринял экспедицию на Алтай, куда отправился вместе с женой, другом Джоржем Литлделем с супругой и переводчиком Джозефом. Знатный вояжер получил протекцию и поддержку во всех инстанциях, начиная от томского губернатора генерала Асинкрита Асинкритовича Ломачевского, заканчивая начальником Алтайского округа генералом Василием Ксенофонтовичем Болдыревым. Все лето 1897 года сначала на повозках, а затем верхом экспедиционный отряд в сопровождении повара, проводника и группы алтайцев странствовал в поисках удачных мест для охоты на баранов. Барнаул, Бийск, Белокуриха, Онгудай, Кош-Агач, Монголия, – свои впечатления об этих местах Елим кратко отразил в своих записках  «За горным бараном на Алтае и в Монголии» . В них он скрупулезно описывает свои охотничьи похождения, иногда упоминая преданную супругу, которая время от времени изъявляла желание взглянуть на диких животных и пострелять из ружья.

Свободное же от этих занятий время она посвящала, в том числе, и сбору гербария. Доподлинно неизвестно, каким образом ее алтайские сборы затем были переданы

Гвоздика разноцветная разновид. альпийская

Гвоздика разноцветная разновид. альпийская

в томский Гербарий. Некоторые из них стали типовыми. Например, образец Гвоздики разноцветной (Dianthus versicolor), собранный между Кош-Агатем и верховьями реки Кобдо Софьей Демидовой Сан-Донато, наряду с другими послужил основанием для описания Порфирием Никитичем Крыловым альпийской разновидности этого вида (Dianthus versicolor var. alpinus), то есть стал частью типового материала – синтипом.

Елим Демидов выехал с Алтая с богатыми трофеями. Ему удалось подстрелить много уток, гусей, сурков, маралов, антилоп и, конечно же, драгоценных аргали, которых было убито более 50. Одних рогов этих баранов у него было более 46 пудов, то есть около 750 килограммов. Таким образом, можно сказать, что Елим Демидов принял непосредственное участие в уменьшении популяции архаров. Сейчас численность этого вида критически мала – около 4000 голов, и он внесен в «Красную книгу» России со статусом «Исчезающий».

Несмотря на свои затратные по времени и финансам увлечения, Елим Павлович поднимался по карьерной лестнице и в разных

София Демидова на портрете Д. Сарджента (1896)

София Демидова на портрете Д. Сарджента (1896)

чинах служил в европейских столицах – Санкт-Петербург (1901), Мадрид (1902), Копенгаген (1903), Вена (1905–1908), Париж (1911), Афины (с 1912 года). Софья Илларионовна везде следовала за мужем и уже в зрелом возрасте сыграла важную роль в спасении русских эмигрантов первой волны в Греции, с 1927 года и до самой смерти являясь почетным председателем Совета эмигрантов в Афинах.

Таким удивительным образом сплелись истории великого рода Демидовых, первого в Сибири университета и коллекции типовых образцов Гербария имени П.Н. Крылова ТГУ. К слову, образцы, собранные легкой рукой прекрасной княгини, хорошо сохранились и до сих пор выглядят так, как будто над ними недавно стихли выстрелы охотников на архаров.

 

Источники:

Голованова Е. Уральские князья Сан-Донато, или особая страница в истории двух культур. 2010. http://capital.ekburg.ru/529_0_0_0/

Мак голостебельный (Papaver nudicaule)

Мак голостебельный (Papaver nudicaule)

Гуреева И.И. Гербарное дело: Руководство по организации Гербария и работе с гербарными коллекциями. Учебное пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2013. 194 с.

Знаменитые династии России. Демидовы. Вып. 5, 2014.

Куприянов А.Н. Арабески ботаники. Кемерово: Мастерская АЗ, 2003. 256 с.

Demidov E.P. After wild sheep in the Altai and Mongolia; by, principe di San Donato.  London: R. Ward, 1900. 324 p. https://archive.org/details/afterwildsheepi01demigoog.