ПАПОРОТНИКИ В ОТПУСКЕ

И правда, что может так скрасить отдых у подножия Альп, если не вайи папоротников? Знакомые и не очень, они выглядывают из-за валунов и растут посреди лесных полян, будоража научный интерес опытного птеридолога. Заведующая научно-исследовательской лабораторией «Гербарий» профессор Ирина Ивановна Гуреева свой законный отпуск провела с пользой для филогенетических и систематических исследований маловидовых родов папоротников – пузырника (Cystopteris) и орляка (Pteridium).

Ирина Гуреева исследует популяцию орляка обыкновенного.

Ирина Гуреева исследует популяцию орляка обыкновенного.

 

Ирина Гуреева: Мне удалось совершить два интересных маршрута в горы Арльберг – к озеру Формарин (Formarinsee) и в горы в окрестностях поселка Хёрбранц. К озеру Формарин, которое недавно было признано самым красивым озером Австрии, поднимается трасса, по которой могут проехать даже панорамные двухэтажные автобусы от альпийского курортного городка Лех (на личном транспорте ездить запрещено). Все оборудовано так, чтобы никакие неудобства не отвлекали отдыхающих от местных красот. До озера от места, до которого может доехать автобус, остается пройти совсем немного. Первым же папоротником, который я заметила на пути к озеру оказался пузырник королевский или великолепный (Сystopteris regia), спрятавшийся в нише под огромным валуном. Раньше мне доводилось видеть его только в гербарных коллекциях.

 

Эта живописная территория, одна из земель (административное деление) Австрии называется Форарльберг, что дословно значит «перед Арльбергом». Арла, – так местном диалекте называют стланиковую сосну (Pinus mugo), густо покрывающую склоны этих гор выше границы леса. Для посетителей здесь оборудованы специальные дорожки, огороженные натянутой проволокой. Несмотря на то, что местные коровы комолые (без рогов), характер у них очень скверный. Поэтому, чтобы коровы не выходили на дорогу, по проволоке ограждений пропущен слабый, но все же чувствительный ток.

 

В структуре гор отчетливо видны слои донных отложений, ведь сотни миллионов лет назад здесь было море.

В структуре гор отчетливо видны слои донных отложений, ведь сотни миллионов лет назад здесь было море.

Ирина Гуреева: Второй год подряд я наблюдаю в Австрии другой важный объект для исследований – орляк обыкновенный (Pteridium aquilinum). Это как раз тот орляк, который не приготовишь в рагу, потому что он очень жесткий и даже, как сообщают некоторые издания, ядовитый. Но именно его именем до сих пор неправильно называют тот съедобный орляк, что растет у нас в Сибири (Pteridium pinetorum). Настоящий обыкновенный орляк образует плотные заросли из длинных (больше двух метров) вай, верхушки которых раскручиваются из «улитки» до самого конца лета. У меня уже были сборы этого вида из Тироля. Теперь мы получим данные по молекулярной генетике еще из Форарльберга.

Дремучий еловый лес с подлеском из широколиственных видов (орешник, граб и др.)

Дремучий еловый лес с подлеском из широколиственных видов (орешник, граб и др.)

 

Популяционная морфометрия и собранные для молекулярно-генетического изучения образцы позволят расширить географию ранее проведенных исследований. После секвенирования будут построены филогенетические деревья, которые помогут пролить свет на филогеографию пузырников и орляков. Для Ирины Ивановны особенно ценно, что за определение собранных образцов она может поручиться. А еще, как по-настоящему увлеченного своим делом ботаника, ее радует, что отпуск проведен с пользой, в том числе и для науки.