НАШИ СТАТЬИ: СВЕДЕНИЯ О КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ В ПЕРИОД МИС 5, ПОЛУЧЕННЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СТРАТИГРАФИИ ПЫЛЬЦЫ В КЕРНЕ ЛАДОЖСКОГО ОЗЕРА

Продолжаем знакомить вас со значимыми публикациями коллектива научно-исследовательской лаборатории «Гербарий» ТГУ. В апреле этого года вышла статья в журнале Boreas (Импакт-фактор в 2018 году — 1,8). Одним из авторов этой публикации стала Людмила Шумиловских, старший научный сотрудник лаборатории.

В Ладожском озере находятся приледниковые (перигляциальные) отложения, хотя в период поздневалдайского максимума территорию охватывал евразийский ледяной покров. Эти отложения были впервые обнаружены при сейсморазведке и исследованы с использованием керна длиной 22,75 м. Верхний 13,30 м слой керна состоит из голоценовых и латеглациальных отложений, отделенных от нижнего 11,45 м слоя приледниковых отложений перерывом. Они состоят из терригенных озерных отложений, которые, согласно OСЛ-датированию, сформировались предположительно на стадии последнего ледникового периода (МИС 5). Палинологические данные позволяют провести первую реконструкцию ранневислинской экологической истории на северо-западе России. В МИС 5d преобладали березово-ольховые леса с широколиственными таксонами (около 118–113 тыс. л. н.), что свидетельствует о более благоприятном климате по сравнению с голоценом. Высокое содержание хорошо отсортированных песков и плохо сохранившихся палиноморф указывает на мелководную среду, по крайней мере, в течение какого-то периода. Более мелкозернистые отложения и лучше сохранившиеся органические остатки предполагают более глубокую водную среду в месте расположения керна в период МИС 5c (около 113–88 тыс. л. н.). Сосна и ель стали доминирующими видами, в то время как широколиственные таксоны начали исчезать, особенно после 90 г., что указывает на постепенное похолодание климата. Увеличение числа открытых мест обитания с преобладанием трав в начале МИС 5b (около 88–86 тыс. л. н.) говорит о более холодном и сухом климате. Однако позже (около 86–82 тыс. л. н.) сосна и ель снова стали распространенными видами. Березовые и ольховые леса преобладали в регионе во временном интервале 82–80 тыс. л. н. (начало МИС 5а). Хотя открытые безлесные места обитания также стали распространенными в этот период, небольшое увеличение количества орешника может являться свидетельством несколько более теплых климатических условий, совпадающих с началом МИС 5a. Изученные отложения также содержат многочисленные остатки пресноводных водорослей и цисты морских и солоноватоводных динофлагеллят и акритархов, которые подтверждают, что в ранневалдайском периоде данный озерный бассейн был частью солоноватоводного бассейна, возможно, как залив Прибалтийского моря.