НАШИ В ПОЛЯХ: БОТАНИКА ПО-ЯПОНСКИ

a0847cc6-adca-4328-a0ff-86c169c303be

Под цветущей сакурой

Самураи, аниме, бонсай, философия синтоизма и передовые технологии, – знакомиться со всем этим обычно едут в Страну  восходящего солнца туристы. И хотя старший научный сотрудник лаборатории «Гербарий» ТГУ Андрей Эрст отправился в командировку в Японию совсем не за этим, он убедился, что самобытная культура Японии нашла преломление даже в ботанических исследованиях.

 

Андрей Эрст, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Гербарий»: В Японии для приезжего человека сбор растений с целью изучения крайне затруднителен. Чтобы я смог собрать образцы с живым материалом, моим коллегам из Токийского университета пришлось согласовывать каждый сбор с главами поселений, возле которых встречаются эти растения. Во время полевых работ нас повсюду сопровождали уважаемые люди из деревень, присматривали за нами, во всем помогали. После того, как мы выкапывали растения, они аккуратно зарывали получившиеся ямки, чтобы минимизировать вред природе.

 

Андрей побывал Японии с 2-недельным визитом (29 марта – 11 апреля). Три дня он провел в Гербарии Токийского университета, изучая образцы родов Trollius (Купальница), Halerpestes (Ползунок) и Eranthis (Весенник) для «Флоры Гималаев и Непала». В работе ему помогали известные японские профессора-ботаники. Удивительно, но в Японии ботаника распространена и в качестве увлечения. Андрею довелось поработать плечом к плечу с ботаниками-любителями. Впрочем, увлечены они серьезно и отлично определяют растения, ориентируясь в систематике и латыни.

 

Вторую часть командировки Андрей провел в экспедиции. Вместе с японскими коллегами он собрал живые луковицы и образцы для выделения ДНК эндемика Японии Eranthis pinnatifida в 7 локациях в трех префектурах (Сайтамо, Нагано и Мий). Этот драгоценный материал послужит основой для молекулярных и цитогенетических исследований, а также для работы по определению размера генома на цитометре.

19bf16b4-ba5f-4857-9a5f-28f882554dc3

Eranthis pinnatifida

 

Андрей Эрст: Род Eranthis включает всего 12 видов, каждый из которых является узколокальным эндемиком. Разумеется, я не один занимаюсь его изучением. Работа по исследованию филогении весенников в мировом масштабе проводится большой международной командой исследователей из России, Японии, Кореи, Китая и Англии. Коллегами из Казахстана будет собран E. longistipitata, из Болгарии – E. bolgaricus, из Турции – E. cilicica. Таким образом совместными усилиями будет получен живой материал всех видов для изучения истории их распространения и эволюции кариотипа. Мы планируем выяснить, как и в какие сроки от одного таксона к другому эволюционировали морфологические признаки. Это работа по ревизии рода в мировом масштабе. Собранный в японской экспедиции материал был распределен следующим образом: часть луковиц высадили в Токийском университете для сохранения вида, часть – отдана на клональное исследование в Центральный сибирский ботанический сад. Цитогенетическое изучение будет проводиться в ТГУ, цитометрия – в Алтайском государственном университете.

9b8c0e1c-ed0a-435c-9699-663ac847a8f7

Закладка гербария

 

В организации ботанических исследований у японских коллег хватает ноухау. Монтировка гербария происходит без помощи клея и ниток. Для прикрепления образцов к картону существуют специальные паяльники, которые разогревают особую тканевую ленту. Покрытая с одной стороны пластиком, эта лента намертво прикрепляет высушенное растение к листу. Для изготовления гербария хорошего качества используются сушильные шкафы, в которых поддерживается температура 50 градусов. Образцы, проложенные картоном и специальной впитывающей бумагой, регулярно перекладывают и за 2–3 дня получают высушенные растения с хорошо сохранившейся ДНК.

 

Андрей Эрст: Я был поражен тем, что даже борьба с жуками-вредителями гербария проводится гуманным бескровным способом. Раньше паразитов травили нафталином. Теперь их просто ловят на пропитанную феромоном липкую ленту, к которой жуки ползут в надежде встретить представителей противоположного пола. Еще важная черта японских ботаников – великолепная организованность. Планы всех работ расписаны по часам, и так изо дня в день. У меня сложилось впечатление, что отклонение от плана для них в принципе невозможно. Думаю, поэтому моя поездка оказалась такой продуктивной и удачной.